Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи обозначено приоритетным направлением современного образования в Федеральном проекте «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование» на 2019-2024 годы. В Черепановском районе развитие системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи закреплено в муниципальных нормативных правовых актах:
- Постановление «О создании муниципального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с учетом опыта Регионального центра «Альтаир».
Муниципальная система выявления, поддержки и развития талантов развивается по модели сетевого взаимодействия и осуществляется следующими учреждениями:
- Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования – Дом детского творчества Черепановского района (далее – МБУ ДО-ДДТ);
- Муниципальные общеобразовательные учреждения общего образования;
- Муниципальное казенное учреждения дополнительного образования «Молодежный центр развития физической культуры и спорта» и его структурные подразделения: Черепановская детско-юношеская спортивная школа имени А.В.Звонкова, Спортивный комплекс «Энергия», Детский образовательно-оздоровительный лагерь «Радуга».
Деятельность учреждений направлена на модернизацию содержания общего и дополнительного образования и образовательной среды с целью выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей. Все вышеуказанные учреждения ежегодно организуют муниципальные конкурсы, фестивали, соревнования по всем направленностям дополнительного образования. Обязательным условием участия детей в большинстве региональных мероприятий является прохождение ими школьного и муниципального этапов.
Приоритетные направления деятельности по выявлению, поддержки и развитию способностей и талантов в Черепановском районе:
- обеспечение условий для раскрытия индивидуальных способностей талантливых детей и молодежи;
- развитие муниципальной системы выявления, поддержки и развития талантливых детей и талантливой молодежи, а также обеспечение условий, способствующих раскрытию интеллектуального, творческого, спортивного и иного потенциала талантливых детей и молодежи;
- содействие образовательным учреждениям муниципалитета, а также родителям талантливых детей и молодежи (лицам, их замещающих) в раскрытии индивидуальных способностей талантливых детей и молодежи;
- развитие системы подготовки специалистов для работы с талантливыми детьми и молодежью;
- поощрение талантливых детей и молодежи, специалистов и организаций, работающих с талантливыми детьми и молодежью.
В районе сформирована система многоуровневых мероприятий (фестивалей, соревнований, конкурсов, олимпиад), позволяющая охватить детей начиная со школьного и муниципального уровней до регионального, всероссийского и международного. Накоплен позитивный опыт проведения мероприятий, способствующих выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей направленных на:
- содействие интеллектуальному, духовно-нравственному развитию детей, реализации личности ребенка в интересах общества, создание условий для выявления и творческого развития одаренных и талантливых детей и молодежи, развитие мотивации у детей к познанию и творчеству;
- привлечение обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, развитие различных видов спорта в образовательных учреждениях, внедрение новых форм спортивно-массовых мероприятий;
- создание условий для вовлечения детей в поисково-исследовательскую деятельность;
- организацию мероприятий для победителей, призеров муниципальных, региональных и всероссийских этапов конкурсов, олимпиад, соревнований, отличников учебы, лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений, советов старшеклассников и др.
В Черепановском районе с 01.01.2014 года организована работа муниципального ресурсного центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей (далее – Центр).
Центр функционирует по модели сотрудничества площадок двух учреждений: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования – Дома детского творчества Черепановского района (нормативно-правовые, организационные, информационно-коммуникационные ресурсы и материально-технические) и Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 города Черепанова» (методические, материально-технические и кадровые ресурсы).
Целью деятельности Центра является создание условий для организационно-методического сопровождения инноваций, направленных на позитивные изменения в деятельности образовательных учреждений Черепановского района по выявлению выдающихся способностей у детей и молодежи, сопровождение и мониторинг их дальнейшего развития, развитие интеллектуальных и творческих способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.
Ключевыми направлениями работы Центра являются «Наука», «Искусство», «Спорт» в соответствии с учетом основных направлений работы Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Альтаир» созданного в соответствии с учетом перечня поручений Послания Президента РФ В.В.Путина.
1) в «Науке» ключевые направления деятельности:
- организация и проведение этапов Всероссийской олимпиады школьников;
- организация и проведение научно-практических конференций школьников;
2) в «Спорте» ключевые виды: шахматы, самбо, лыжи;
3) в «Искусстве»: литературное творчество, изобразительное искусство, сольное и хоровое пение, инструментальное исполнительство, хореографическое творчество.
Основная деятельность Центра:
1. Информационно-методическое сопровождение образовательных учреждений и педагогов по вопросам работы с одаренными детьми.
2. Обновление муниципального банка данных талантливых и высокомотивированных детей.
3. Организация обучения с использованием дистанционных технологий на платформе РЦ «Альтаир» и ОЦ «Сириус».
4. Развитие и сопровождение талантливых и высокомотивированных детей в области искусства, спорта и науки в Черепановском районе:
- организация и проведение мероприятий районного уровня;
- координация и сопровождение участников мероприятий областного и всероссийского уровней.
Информационно-методическое сопровождение образовательных учреждений и педагогов по вопросам работы с одаренными детьми
С целью мотивации педагогов и руководителей образовательных учреждений, а также повышения уровня их квалификации по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей в системе образования Черепановского района проводятся методические семинары. На семинарах обсуждены темы:
- «Организация и проведение всероссийской олимпиады школьников на территории Черепановского района»;
- «Одаренные дети и особенности работы с ними»;
- «Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования»;
- «Реализации разноуровневых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (ДООП) в объединениях для одаренных и высокомотивированных детей»;
- «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Черепановского района в рамках национального проекта «Образование»;
- «Развитие одаренности через исследовательскую деятельность»;
- «Особенности организации учебного процесса в 2020-2021 учебном году в условиях сохранения рисков распространения COVID-19».
Обновление муниципального банка данных талантливых и высокомотивированных детей
В Черепановском районе создан и ежегодно обновляется муниципальный банк данных талантливых и высокомотивированных детей, которые имеют районные, областные, региональные и всероссийские достижения и муниципальный банк учителей, работающих с этими детьми. Наполнение базы данных включает в себя процедуры внесения данных и контроля их достоверности.
Организация обучения с использованием дистанционных технологий
на платформе РЦ «Альтаир» и ОЦ «Сириус»
Одной из задач Регионального центра «Альтаир» является организация и проведения образовательных программ по направлениям «Наука», «Искусство» и «Спорт».
Год |
Наименование образовательной программы |
Количество участников |
2019 |
Образовательные программы по направлению «Наука» (химия, биология, математика) |
3 |
2019 |
Профильная смена по направлению «Искусство» – «Дизайн архитектурной среды» и «Урбанистика» |
2 |
2020 |
Профильная смена по направлению «Искусство» – «Архитектура» и «Ландшафтный дизайн» |
1 |
2020 |
Дистанционный курс по направлению «Искусство» – «Академический рисунок и живопись» |
2 |
2020 |
Образовательная программа для педагогов «Цифровая графика для начинающих» |
3 |
2021
|
Образовательная программа «Урбанистика» |
1 |
Развитие и сопровождение талантливых и высокомотивированных детей
в области искусства, спорта и науки в Черепановском районе
Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей в области искусства, спорта и науки в Черепановском районе осуществляется через систему конкурсов, конференций, соревнований, слетов, фестивалей и других мероприятий. В связи с угрозой распространения короновирусной инфекции (COVID - 19) в 2020-2021 учебном году все мероприятия проводились с соблюдением необходимых условий, соответствующих санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, действующим на момент проведения, некоторые мероприятия проводились в дистанционном формате или вовсе были отменены.
В целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний ежегодно проводится Всероссийская олимпиада школьников (далее - Олимпиада). Олимпиада – важное звено общенациональной системы поиска и поддержки одаренных детей и молодежи. В данный процесс вовлекаются обучающиеся 4-11 классов и педагоги-наставники. Олимпиада является одним из основополагающих элементов в создании системы оценки качества образования, эффективным механизмом выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей, а также «технологией» повышения качества работы и профессионализма педагогов-наставников различных этапов олимпиады. На территории района Олимпиада на двух этапах проводится по 21 предмету.
|
2018/2019 |
2019/2020 |
2020/2021 |
|
|
ссылка |
ссылка |
ссылка |
Школьный
этап |
Кол-во участников, чел. |
10467 |
9830 |
6992 |
Кол-во победителей, чел. |
1043 |
890 |
821 |
Кол-во призеров, чел. |
1506 |
1533 |
544 |
Муниципальный этап |
Кол-во участников, чел. |
1178 |
1226 |
932 |
Кол-во победителей, чел. |
59 |
50 |
35 |
Кол-во призеров, чел. |
132 |
145 |
61 |
Региональный этап |
Кол-во участников, чел. |
49 |
51 |
33 |
Кол-во победителей, чел. |
2 |
1 |
1 |
Кол-во призеров, чел. |
7 |
2 |
2 |
Заключительный этап |
Кол-во участников, чел. |
0 |
1 |
0 |
Кол-во победителей, чел. |
0 |
0 |
0 |
Кол-во призеров, чел. |
0 |
1 |
0 |
В целях привлечения обучающихся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования к научно-исследовательской работе, привлечение общественного внимания к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала района, ежегодно проходит районная научно-практическая конференция школьников (для 5-11 классов), где участники защищают свои исследовательские работы и проекты различной тематики.
Обучающиеся Черепановского района принимают участие в Открытой региональной научно-практической конференции школьников «Эврика».
2018/2019
(участники/победили) |
2019/2020
(участники/победили) |
2020/2021
(участники/победили) |
ссылка |
ссылка |
|
12 / 5 |
6 / 2 |
не проводилась |
Традиционно на весенних каникулах проводится районная декада детского творчества «Черепановские звездочки», целью которой является выявление и поддержка одарённых детей и молодёжи, их активное вовлечение в различные формы творческой деятельности, расширение возможностей для духовного, интеллектуального и творческого развития.
|
2018-2019 уч. год |
2019-2020 уч. год |
2020-2021 уч. год |
Участники |
Победители |
Участники |
Победители |
Участники |
Победители |
|
ссылка |
|
|
|
ссылка |
|
Муниципальный
конкурс |
539 |
72 |
не проводился |
419 |
87 |
|
|
|
|
|
|
|
В целях развития процесса реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов Черепановского района средствами искусства и стимулирования их творческой активности ежегодно проходит выставка творческих работ детей-инвалидов и детей с ОВЗ «Дорогу осилит…рисующий»
|
2018-2019 уч. год |
2019-2020 уч. год |
2020-2021 уч. год |
|
ссылка |
ссылка |
ссылка |
Муниципальный
конкурс |
60 |
41
|
68 |
С 2016 года школьники 5-11 классов принимают участие во Всероссийском конкурсе чтецов «Живая классика». На региональном этапе в 2018 году диплом 2 степени получил Коняхин Дмитрий (МКОУ «Посевнинская сош»), а в 2021 году победителем стала Немкова Алина (МКОУ «Посевнинская сош»). Они представляли Новосибирскую область на Всероссийском этапе в детском лагере «Артек». В 2018, 2021 году Силин Матвей (ДДТ) становился дипломантом и был награжден путевкой на профильную смену «Творческое лето».
|
2018-2019 уч. год |
2019-2020 уч. год |
2020-2021 уч. год |
Муниципальный этап |
17 |
15 |
15 |
Региональный этап |
3 |
3 |
3 |
В декабре 2018 года завершился Региональный фестиваль «Школа. Творчество. Успех», который проходил в рамках презентации возможностей дополнительного образования, в целях создания благоприятных условий для развития творческого потенциала и перспективного роста школьников на территории региона, который длился с 18 марта по 13 декабря 2018 г. Фестиваль являлся социально – значимым проектом.
27 школ Черепановского района провели концерты и организовали выставки, в которых участвовало 1 924 детей и приглашено было 2 107 гостей. 110 конкурсантов из 20 детских творческих коллективов представили свои номера на муниципальный этап. Видео-материалы выступлений всех коллективов, получивших диплом победителя были представлены на региональный этап фестиваля. Это выступления танцевальных коллективов «Настроение» (ДДТ), «Юность» (шк. №3) в номинациях «Народный танец» и «Современный танец», танцевальный дуэт Посевнинской школы в номинации «Современный танец», выступления солистов Почтарь Елизаветы, (сош №4 г.Черепанова), Буллих Анастасияи (сош №3 г.Черепанова), Плетневой Кристины (Медведская сош), Кайгородовой Вероники (Посевнинская сош) в номинации «Сольное пение», Рязанова Ивана (Посевнинская сош), Грибановой Лии (Ярковская сош), Пучковой Даны (Карасевская сош) в номинация «Художественное слово». Муниципальный этап по художественному слову состоялся 26 сентября 2018 г. На региональный этап было представлено 248 творческих номеров из образовательных учреждений области. Наш район в городе Новосибирске представляли лучшие из лучших школьные творческие коллективы. 13 декабря 2018 года в концертном зале Филармонии в торжественной обстановке состоялась церемония награждения победителей. Почетное третье место заняли любимые черепановским зрителем два хореографических коллектива из школы № 3 (педагог Ольга Анатольевна Петухова) и № 4 г. (Татьяна Владимировна Мартюгова) Черепанова с танцами «Гляжу в озера синие» и «Девчата» (соответственно). Именно в этих образовательных учреждениях традиционно создаются все условия для получения детьми дополнительного образования, для развития их творческих способностей и для самореализации подрастающей личности через различные виды деятельности.
Ежегодно обучающиеся образовательных учреждений района принимают участие в различных всероссийских и международных конкурсах:
- Всероссийский конкурс по художественному и техническому творчеству «Рождественский фейерверк»
|
2018-2019 уч. год |
2019-2020 уч. год |
2020-2021 уч. год |
Участники |
Победители |
Участники |
Победители |
Участники |
Победители |
Муниципальный этап |
112
ссылка
|
36 |
209
ссылка
|
43 |
203
ссылка
|
58 |
Региональный этап |
72
ссылка
|
10 |
86
ссылка
|
11 |
167
ссылка
|
24 |
- Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Палитра ремесел»
|
2018-2019 уч. год |
2019-2020 уч. год |
2020-2021 уч. год |
Участники |
Победители |
Участники |
Победители |
Участники |
Победители |
Муниципальный этап |
66
ссылка
|
37 |
52
ссылка
|
32 |
46
ссылка
|
36 |
Региональный этап |
37
ссылка |
8 |
32
ссылка |
11 |
36 |
Итоги будут в сентябре |
- Всероссийский конкурс литературно-художественного творчества «Шедевры из чернильницы»
|
2018-2019 уч. год |
2019-2020 уч. год |
2020-2021 уч. год |
Участники |
Победители |
Участники |
Победители |
Участники |
Победители |
|
|
|
ссылка |
|
|
|
Региональный этап |
16 |
0 |
24 |
3 |
24 |
Итоги будут в сентябре |
- С целью создания условий для культурного, духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и юношества, посредством изобразительного творчества, ежегодно проводится Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира»
|
2018-2019 уч. год |
2019-2020 уч. год |
2020-2021 уч. год |
Участники |
Победители |
Участники |
Победители |
Участники |
Победители |
Муниципальный этап |
29 |
10 |
34
ссылка
|
6 |
25
ссылка
|
10 |
Региональный этап конкурса |
10
ссылка |
3 |
6 |
0 |
10 |
Итоги будут в октябре |
Работа с детьми-инвалидами
Целью учреждения по данному направлению является создание условий для развития творческих способностей детей средствами художественного творчества, распространения наиболее результативного опыта педагогов дополнительного образования. В ДДТ обучаются 3 ребенка-инвалида, с которыми занимается педагог Зайцева Е.В. (2 по АДОП «Ажурное выпиливание», 1 по АДОП «Золотые руки»).
С 2018г. в ДДТ работает психолог и обеспечивает психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Диагностическая работа психолога включала индивидуальные и групповые исследования с целью определения хода психического развития, соответствие развития возрастным нормативам и адаптивности личности обучающегося; а также изучение различных отклонений в психическом развитии. Диагностика самооценки психических состояний учащихся, для выявления личностных особенностей (тревожность, фрустрация, агрессивность). Изучение уровня комфортности. Консультативная работа, беседы с педагогом и родителями обучающихся велись с целью более эффективной работы с детьми. Консультирование с родителями обучающихся осуществлялось индивидуально. Индивидуальные консультации проводились по запросам. В большинстве своем консультации были по вопросам взаимоотношений между детьми и родителями, а также трудности в обучении.
Поддержка талантливых и высокомотивированных детей
в области искусства, спорта и науки
Для поддержки одаренных детей ежегодно проводится традиционный праздник для одаренных детей, на котором подводятся итоги за прошедший год и награждаются победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников, Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры и других мероприятий.
В целях материальной и моральной поддержки одаренных детей-инвалидов, добившихся высоких творческих результатов на территории Новосибирской области учреждена стипендия Губернатора Новосибирской области для одаренных детей-инвалидов в сфере культуры и искусства и стипендия Благотворительного фонда «Наш день»:
- Колмыков Константин, обучающийся т.о. «Паучок» МБУ ДО-Дома детского творчества (педагог Зайцева Е.В.), за высокие творческие результаты в 2019-2020 учебном году;
- ----- Никитин Арсений, обучающийся т.о. «Паучок» МБУ ДО-Дома детского творчества (педагог Зайцева Е.В.), в 2020-2021 учебном году.
В целях поощрения обучающихся образовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области, в возрасте от 14 до 20 лет, проявивших выдающиеся способности в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта распоряжением Губернатора Новосибирской области от 23.12.2020 №210-р «О присуждении премии Губернатора Новосибирской области для поддержки одаренных детей и молодежи» присуждена премия:
- ---- Агафоновой Марии, обучающейся МАОУ «Сош №3 г.Черепанова», победителю II степени олимпиады школьников Союзного государства по русскому языку и литературе «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» (2019), призёр всероссийской олимпиады школьников по литературе (2020);
- ----- Колесников Иван, обучающийся МКОУ Верх-Мильтюшинской сош, победитель заключительного очного этапа VII Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» (2019), победитель регионального конкурса ученических проектов «Географическая мозаика» (2019, 2020).
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА об участии детских творческих коллективов в региональных и федеральных конкурсах, фестивалях и соревнованиях.